Суповые кухни пользуются популярностью
Суповые кухни, там, где они есть, рассчитаны на людей, живущих за чертой бедности, то есть имеющих доход менее 76 евро на человека в месяц после всех коммунальных вычетов.
Поэтому официально бесплатный горячий суп в наших городах получает небольшое количество людей, как правило, это проживающие в общежитиях и социальных домах и получающие пенсию по инвалидности. Тем не менее, реальное количество тех, кто не может позволить себе хотя бы раз в день нормально покушать, гораздо больше.
В конце месяца много голодных
Суповая кухня в Йыхви существует уже много лет. Лет семь тому назад это заведение располагалось на окраине города в здании бывшей детской больницы.
— И это было наиболее правильное место, — считает бессменная раздатчица на йыхвиской суповой кухне Валентина Борисюк. По словам женщины, основной контингент получающих тарелку горячего супа — это те, кого мы привыкли называть бомжами. (На самом-то деле у них, конечно, есть жилье.) — Сейчас суповая кухня у нас в центре города, и с этической точки зрения это неправильно, — рассуждает Валентина.
Официально Йыхви бесплатным горячим питанием обеспечивает от 15 до 20 человек в месяц. Волость, по словам исполняющей обязанности руководителя социального отдела Кайри Соомер, при первом же звоночке о неблагополучном социальном статусе своего жителя, старается оформить ему какой-то официальный доход: пенсию, пособие, найти жилье. И таким образом, человек выпадает из списков нуждающихся в еде.
Тем не менее, Валентина Борисюк видит совсем иное положение дел:
— Если бы и у других, помимо этих 15-20 человек, было право получать горячее питание, то таких соискателей тарелки горячего супа у нас оказалось бы многократно больше. В конце месяца, когда последние евро с пенсий растрачены, заглядывают на кухню и одинокие пенсионеры. Бывает, и не пенсионеры заглянут, а просто очень голодные люди. Я не могу им отказать. Если человек сюда пришел, значит, он действительно голоден, и поесть ему сейчас больше негде. Поэтому всегда у нас имеется что-то в запасе. Никогда еще не случалось так, что пришел незапланированный посетитель, а я ему даже куска булки дать не могу.
Основное меню на йыхвиской кухне — это различные супы и кусочек хлеба, которые привозят из столовой. Но Валентина старается попотчевать своих бомжиков, как она их ласково называет, чем-то и помимо полагающейся тарелки супа.
— Бывает, остаются дома какие-то фрукты — я принесу сюда, сварю компот. Сильно не разгуляешься. Конечно, зарплата у меня минимальная. Но помогают и добрые люди. Вот сегодня, например, одна женщина принесла мне кусочек тыквы. Купила пшенки и сварила им (бомжикам) тыквенной каши на второе.
В Силламяэ, как и в Йыхви, организует суповую кухню при финансовой поддержке самоуправлений эстонская методистская церковь. По словам старшего инспектора социальной службы Силламяэ Татьяна Большаковой, официальное число получателей тарелки супа в Силламяэ — 20-25 человек. Их количество варьируется в зависимости от времени года: летом людей меньше. В Силламяэ горячее питание также получают граждане, живущие за чертой бедности. Это взрослые люди. А вот детей из бедных семей церковь кормит при суповой кухне отдельно, уже — за свои деньги.
Суповая кухня в Силламяэ действует уже восемь лет. Официальное число получателей своей тарелки супа из года в год остается достаточно стабильным. Но реально, по словам Татьяны Большаковой, с годами все больше становится тех людей, кто на свои деньги не может позволить себе даже тарелку супа в день.
— Это, как правило, одинокие пенсионеры, некоторые из которых под конец месяца сидят голодными. Ведь все постоянно дорожает, а пенсии так быстро расти не успевают. Но я знаю, что на суповой кухне у нас никому не откажут, если придет голодный человек, — говорит социальный инспектор.
Сто талонов на Нарву
В приграничном городе департамент социальной помощи ежедневно оплачивает стоимость ста талонов на горячий суп. Получатели этих талонов, по словам специалиста отдела социального попечения Нарвы Ксении Муру, в основном, жильцы общежитий. Причем, кормят в Нарве людей в две очереди. Одна очередь — это те самые ”бомжики” или одиноко проживающие люди, а вторая — это бедные семьи с детьми. Бывает, кто-то не придет, тогда оставшиеся талончики реализуют в нарвской ночлежке.
В Кивиыли — бесплатное питание для детей
Как таковой суповой кухни в Кивиыли нет. Дорого это для города, да и подходящего места нет, — говорит ведущий специалист социального подразделения горуправы города Кетлин Ютсмютс.
— То, что мы можем организовать со своей стороны, — это бесплатные обеды для детей из малоимущих семей в каникулярное время. У нас в городе около двадцати детей, кого мы считаем своей обязанностью кормить в то время, когда нет возможности покушать в школе, — рассказывает специалист.
Что же касается взрослых неимущих, то они должны справляться самостоятельно. Когда денег очень мало, то в приоритете все-таки дети, добавляет Кетлин Ютсмютс.
В Кохтла-Ярве не кормят никого
— Если у нас и была когда-то суповая кухня, то очень-очень давно. Может быть, лет десять назад, — не помнит точно директор Кохтла-Ярвеского социального центра Арне Берендсен. — Сейчас у города нет средств организовать для малоимущих горячее питание, — объясняет он отсутствие такого предприятия.
Так сколько же человек в Кохтла-Ярве сегодня нуждаются в своей тарелке горячего супа, и сколько хоть примерно стоило бы открытие такой кухни? — на эти вопросы Берендсен ответить не смог.
— Мы не выясняли эти вопросы. У нас ведь город какой? — разбросанный географически. И если бы организовали что-то, то, по меньшей мере, пришлось бы это делать в двух городских частях: в Ярвеской части города и в Ахтмеской, — говорит Берендсен.