Почти всех своих женщин Ефремов у кого-то увёл!
10 ноября в Израиле в компании самых близких Михаил ЕФРЕМОВ отметил 50-летие. Как известно, жизнь прекрасного актера наполнена не только искрометным творчеством, но и большим количеством романтических приключений. Так было по крайней мере до начала нулевых, пока Ефремов не повстречал нынешнюю супругу — главную женщину в своей судьбе — Софью КРУГЛИКОВУ. В прошлом номере мы рассказали о неизвестных студенческих романах Миши, а сегодня глазами его друзей проследим, как события развивались дальше.
— К концу учебы в Школе-студии МХАТ мы с Мишей стали понимать, что наше с ним время постепенно уходит, — задумчиво говорит институтская возлюбленная и однокурсница Ефремова — Наталья Ионова.
И тем не менее молодая актриса пошла работать под начало Михаила в молодежную труппу «Современник-2». Изо всех сил она продолжала лелеять их затухающие отношения, хотя с каждым днем это становилось все труднее.
— Мишка же все делает от противного, — считает еще один участник «Современника-2», актер Михаил Горевой. — Вот только один пример. У нашего общего приятеля умерла мама, следом не стало отца, сами понимаете, в каком состоянии находился человек. Я ему позвонил, чтобы поддержать, а Ефремов выхватил трубку и лихо спросил: «Ну, как ты там, сирота?» Подобным парадоксальным, а порой конструктивным цинизмом он и сейчас умеет разрядить обстановку.
Что же касается отношений с Ионовой, он элегантно и стремительно порвал с ней, едва в «Современник-2» на должность завлита пришла симпатичная жена Антона Табакова Асия, или Ася, как ее все называли.
Выпускница философского факультета МГУ, дочь профессора этого престижного вуза — Роберта Бикмухаметова, Ася до замужества с Табаковым-младшим уже успела побывать в браке. Даже, как говорят, не в одном. Но отношения с сыном Олега Павловича помогли ей войти в творческие круги, ведь именно Антон уговорил друга Мишку взять супругу на работу в театр. И, как оказалось, зря!
Друг друга заразили
Ефремов принялся ухаживать за скромницей завлитом, и, когда новость об их вспыхнувших отношениях дошла до Табакова-младшего, тот устроил грандиозный скандал. Но, поняв, что оказался третьим лишним, отпустил ситуацию.
А Асия, забеременев от Михаила, вскоре ушла из «Современника-2».
— Симпатичная, умная женщина, из хорошей семьи, сына Никиту она рожала в Англии и даже жила там какое-то время, — вспоминает актриса Мария Селянская, дочь Евгения Евстигнеева и однокурсница Ефремова.
Возможно, потому, что Бикмухаметова не успела до родов оформить развод с Табаковым, малыш первое время носил его фамилию. Об этом упоминается в некоторых источниках. Хотя сам Никита, напуская тумана вокруг своего появления на свет, однажды признался, что у него было три фамилии: дедушкина (Бикмухаметов), бабушкина (Воробьев — ее носила мама Асии), и, наконец, в 12 лет он стал Ефремовым.
Но к тому моменту Михаил давно уже не жил вместе с сыном и Асией, зарабатывающей на жизнь преподаванием русского языка иностранцам. Очень скоро после появления Никиты Ефремов оставил их ради новой возлюбленной и будущей жены — Евгении Добровольской, которая тоже родила ему мальчика — Колю.
Говорят, этому браку невольно поспособствовали коллеги из «Современника-2». Они порекомендовали Ефремову присмотреться к талантливой и юной Женечке, прогремевшей после фильма «Клетка для канареек». Но Миша долго отмахивался:
— К чему мне эта актрисуля?
А потом случайно встретил Женю в общей компании, влюбился и пригласил в свой коллектив.
— Для меня оказалось полным сюрпризом, что Добровольская стала Мишкиной женой, — говорит завтруппой «Современника-2» — актер Геннадий Венгеров. — Свадьбу они сыграли уже после того, как я покинул театр, но от этого она не стала менее веселой: в стиле 60-х годов, в костюмах того времени и с очень простыми угощениями — картошкой, соленьями и водкой.
Как признавалась позже сама Добровольская, первые годы их брака прошли великолепно. Устав от славы драчуна и бузотера, навеянной нетрезвыми похождениями, Михаил «зашился», и разговоры о его загулах стали сходить на нет.
Но творческие споры в семье (вместе супруги играли в спектаклях уже на сцене МХАТа, снимались в кино) иногда заканчивались в травмопункте. Однажды в гневе Ефремов запустил в Добровольскую табуреткой, после чего у нее навсегда остался шрам на виске.
— Женя и сама порой была не очень сдержанна, — говорит Мария Селянская. — У обоих сложные характеры. Вот и развелись. До сих пор удивляюсь, как они не поубивали друг друга. И детей теперь у обоих много: у нее — четверо, у него — шестеро. Видно, друг от друга «заразились».
Кстати, недавно Добровольская построила дом в подмосковной Валентиновке, где нынче и живет со своей большой семьей. Неподалеку — родовое поместье Ефремовых. Там, даже после развода, Женя проводила много времени.
Потеряла ребенка
После Евгении Михаил снова увлекся актрисой — Ксенией Качалиной — и в очередной раз собрался жениться.
— Качалину он отбил на съемках фильма «Романовы. Венценосная семья» у музыканта Леши Паперного (лидер рок-группы «Паперный Там». — Г. У.). Миша практически всех своих женщин у кого-то уводил, — говорит ближайший друг нашего героя — Андрей Васильев, продюсер проекта «Гражданин поэт», бывший гендиректор и шеф-редактор «Коммерсанта». — В случае с Качалиной я был дико против их связи и прямо сказал Мишке: «Ну пороманились бы чуток, и ладно, а ты нашел себе головную боль и опять отправился в загс».