«Камилла Клодель, 1915»: всё на Земле — отражение Небесных знаков
Она была скульптором с искрой гениальности, ученицей и любовницей Огюста Родена. Теперь она среди душевнобольных в лечебнице Мондевер и всё, что греет её безрадостное существование в аскетичной тюрьме для смирения души — это надежда. Надежда на то, что мир сжалится над несчастной художницей, и она вновь обретёт свободу…
Известного режиссёра фильмов не для широкой публики Бруно Дюмона не интересует яркая, полная страстей жизнь Камиллы Клодель до того, как в 30-летнем возрасте она поняла, что Роден никогда на ней женится, и уединилась в своей мастерской, окружённая кошками. Это Дюмон оставляет для тех, кто создаёт развлекательные киноленты.
Его интересует — была ли Камилла Клодель действительно безумной, или её 29-летнее пребывание в заточении среди по-настоящему сумасшедших больных тяжёлой кармической ношей в пору возложить на плечи её близких, в частности — младшего брата, писателя Поля Клоделя.
Режиссёр и автор сценария Дюмон практически уверен — если Клодель и были присущи кое-какие странности в поведении, то это связано с её творческой натурой и повышенной чувствительностью. Во всём остальном она не более безумна, чем каждый третий в современном обществе.
И нет тут никаких устрашающих заговоров с недобросовестными врачами, наоборот, врач лечебницы советует Полю Клоделю прислушаться к мольбам узницы, уверяя, что она могла бы жить самостоятельно и заниматься творчеством. Так почему же брат не внял не только мольбам своей сестры, но и совету профессионала?
Дюмон не высказывает суждений, он лишь предоставляет факты из переписки Клодель с её братом, оставляя право зрителям самим делать выводы. А факты таковы: Пол не явился на похороны сестры, состоявшиеся в той же лечебнице, но до самой своей смерти он посещал могилу Камиллы. Что как не прощение с того света пытался он вымолить?
В картине «Камилла Клодель, 1915» Поль Клодель предстаёт человеком глубоко верующим, нашедшем свою веру в стихах Рембо. Он считал, что безумие Камиллы явилось порождением порока и высокомерия. Возможно, в этом он прав, и тяжкое испытание, свалившееся на художницу, предназначалось для совершенствования её души. Эта была её возможность прийти к смирению, среди писков, рёва и воплей сумасшедших найти покой в собственной душе.
Однако не гордыня ли самого писателя Клоделя толкнула его на принятие подобного решения — оставить практически духовно здорового человека заживо гнить в психушке? Куда же подевалось милосердие и сострадание, когда он решил лишить сестру той малости, о чём она с глубочайшей покорностью в сердце просила: «Я лишь буду тихо сидеть на солнышке …»
Нельзя сказать, что в окрестностях Мондевера не доставало солнечного света, нет, солнце там светит, как и везде, да вот только … не греет.
Душа крупным планом
С исполнительницей главной роли Камиллы Клодель — Жюльет Бинош, зрителей знакомить не приходится, её имя постоянно мелькает в субтитрах кинопроизведений производства то Франции, то Голливуда.
Надо сказать, что работа, подобная роли в новом фильме Дюмона, это то, о чём актёр может только мечтать, хотя, безусловно, требует от её исполнителя немалых духовных сил. Ведь изобразить переживания своей героини в картине, в которой практически отсутствует какое-либо действо, не оставляет актёру другого выхода, как просто по-настоящему пережить эти эмоции перед камерой.
Надо сказать, что именно благодаря игре Бинош картину можно досмотреть до конца. Чтобы перевоплотиться в Камиллу, Бинош некоторое время провела в настоящей психиатрической лечебнице. Хотя, действительно ли такой опыт полезен для воплощения в образ, не берусь утверждать.
В подобном эксперименте отсутствует главное — безысходность, которая была в случае Камиллы, ведь она находилась среди психически больных против своей воли. Врач в лечебнице тоже ежедневно находится среди больных психикой, но он это делает добровольно. У Камиллы Клодель отняли то, что Господь предоставляет каждому человеку при его рождении — право выбора.
Первая экранизация жизни известного скульптора Камиллы Клодель была снята в 1988 году режиссёром Бруно Нюйттеном с Изабель Аджани в главной роли и Жераром Депардье в роли Огюста Родена. Картина была номинирована на «Оскар», как лучший зарубежный фильм.
Бруно Дюмону показалось важным сконцентрировать внимание зрителя на всего нескольких днях жизни Камиллы, чтобы выразить свою мысль. Мысль о чём?
Доводилось ли вам как-нибудь во сне искать выход, когда каждый новый проход более узкий, чем прежний, и ведёт в ещё более замкнутое пространство? Тогда вы наверняка помните то облегчение, когда, с трудом протиснувшись сквозь очередной проход, взору открываются широкие просторы, означающие, что вам удалось найти выход.
Светлая улыбка озаряется на лице художницы вместе с последними кадрами фильма, когда она понимает, что никто не поможет ей выйти из лечебницы, и смиренно принимает это. Выход в безвыходной ситуации Камилла Клодель сумела найти в своём сердце. Время от времени Небеса подают человеку знаки, надо лишь суметь их истолковать.