Волшебник с палочкой

Волшебник с палочкойВ США умер Джеймс ДеПрист – один из первых темнокожих дирижеров, когда-либо руководивших оркестрами уровня "Метрополитен Опера". И один из немногих в мире дирижеров на инвалидной коляске. В довольно взрослом уже возрасте он перенес полиомиелит, обе ноги оказались обезжвижены на всю жизнь. А потом он пережил еще и трансплантацию почки, притом донорский орган отдал его фанат. ДеПрист сделал из маленького регионального симфонического оркестра ансамбль, способный играть мировые шедевры. И объехал на коляске полмира. Он ушел из жизни в возрасте 76 лет.

Неважно, выезжал ли он на сцену в моторизованной коляске или восседал на специальном стуле, он делал невероятные вещи: независимо от того, будь то концерт оркестра Нью-Йоркской филармонии или студенческие выступления в школе, где он семь лет работал руководителем дирижерских и оркестровых классов.

Высокий, тучный, с чисто выбритой головой, с усами и бородкой, мистер Джеймс ДеПрист был одним из всего нескольких чернокожих дирижеров в мире, которые снискали международную славу. И он не позволил инвалидности помешать его карьере: он продолжил работать после того как перенес полиомиелит, когда его ноги оказались парализованы.

Хоть ему и не нравилось, когда из него делали образец для подражания из-за цвета кожи, а не из-за музыкальных способностей, он, по его собственным словам, понимал, что именно молодые темнокожие музыканты чаще, чем другие люди, считали его образцом для подражания – так же, как и его тетю, великую контральто Мэриан Андерсон, первую певицу-негритянку, которая выступала в Метрополитен Опера. (Ее, кстати, ДеПрист обожал и считал наивысшим авторитетом.) Он говорил, что такое отношение к нему со стороны поклонников накладывает на него огромную ответственность.

Когда его не стало, многие вспоминали, как он чуть не отказался от выступления, когда ему предложили играть в зале, куда пригласили только темнокожих: "Я не понимаю, когда меня ангажируют на концерты для исключительно черной публики. Я считаю, что это неправильно, это какой-то странный культурный акт, если, кроме таких концертов, искусство от темнокожих артистов вы нигде и никогда не видите".

Джеймс Андерсон ДеПрист родился 21 ноября 1936 года в Филадельфии, в музыкальной семье, получил степени бакалавра и магистра в Университете Пенсильвании и учился в консерватории Филадельфии.

На гастролях по Азии, в Таиланде, в 20 лет с небольшим, он заболел полиомиелитом. Это было в то самое время, когда он готовился к Международному дирижерскому конкурсу. Его отправили лечиться, положили в госпиталь для ветеранов войны во Вьетнаме, и весь период реабилитации он провел, сидя над музыкальными произведениями. "Мои конкуренты смотрели на мои костыли и наверняка думали: "Конечно, мы его сделаем", – рассказывал ДеПрист в интервью The New York Times. Но он дошел до полуфинала. А на следующий год снова участвовал – и победил.

После этой победы на него обратил внимание знаменитый дирижер Леонард Бернстайн. И взял его к себе, в Нью-Йоркский филармонический оркестр.

Потом, два сезона спустя (напомним, будучи уже на коляске), ДеПрист уехал в Нидерланды и с большим успехом дебютировал в Роттердамской филармонии. Это стало для него путевкой в жизнь: через четыре года его пригласили заместителем главного дирижера в Вашингтон.

Он ездил как приглашенный дирижер по всей Америке, ездил в Берлин, Будапешт, Амстердам, Копенгаген, Прагу, Рим, Стокгольм, Вену. У него были концерты в Сеуле, Сиднее, Тель-Авиве.

Больше всего Джеймс ДеПрист известен своей работой в симфоническом оркестре Орегона. Он посвятил ему около 25 лет и за это время превратил его из регионального коллектива средней руки в известный оркестр, записавший под известными звукозаписывающими брендами более 10 композиций, включая "Весну священную" и "Жар-Птицу" Стравинского и Симфонию #2 Рахманинова

Публика была в восторге: "Зрители не могли поверить, что их привычный местный оркестр может исполнять мировые шедевры". ДеПрист поменял некоторых музыкантов, добился переезда ансамбля в новое здание и внушил всем веру в то, что оркестр станет элитарным. Под именем "Джимми" знаменитого дирижера в Орегоне помнит каждый таксист: все хлопоты, вплоть до переезда и перевозки инструментов, он брал на себя.

В этот период работы у ДеПриста появились проблемы с почками. Потребовалась срочная трансплантация. И донорский орган ему пожертвовал один из его фанатов.

Когда он ушел из Орегонского оркестра, в благодарность ему присвоили звание Почетного дирижера. Из Орегона ДеПрист уехал жить и работать в Нью-Йорк, а потом перешел в "Токио Метрополитен Опера" и стал первым чернокожим дирижером в оркестре такого уровня. Один из героев популярной японской серии комиксов манга, дирижер выдуманного Парижского оркестра, срисован с ДеПриста. Маэстро, кстати, записывал в Токио и несколько саундтреков к аниме.

Кроме того, он сочинил несколько композиций для балета, написал и выпустил две книги стихов и получил несколько премий, включая Национальную медаль за заслуги в области искусства.

ДеПрист дважды был женат, у него три дочери и две внучки.

В одном из интервью маэстро сказал: "Музыка – это зеркало наших лучших внутренних качеств и проявлений. Музыка отзывается очень глубоко внутри, это очень тонкое и очень личное ощущение. Мы можем восхищаться звучаниес, красотой, гармоничной структурой музыкальных произведений, но самая настоящая реакция возникает на уровне инстинктов, и это чистая магия. Только так и никак иначе".

http://neinvalid.ru

 

Related posts

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.