Как сложилась судьба звезды фильма «Москва слезам не верит»
Уйти из кино актрису заставило предательство.
В этом году исполняется 30 лет, как на экраны вышел замечательный фильм режиссера Владимира МЕНЬШОВА «Москва слезам не верит». А 26 января 50-летний юбилей отметила актриса Наталья ВАВИЛОВА, сыгравшая в картине дочку главной героини — Александру. Более десяти лет актриса не снимается. Она не появляется на светских мероприятиях, отказывается общаться с прессой. О ней вообще известно немного: живет в загородном доме с супругом, режиссером Самвелом ГАСПАРОВЫМ, занимается хозяйством и благотворительностью. Уговорить актрису на интервью так и не удалось. Зато ее муж Самвел Владимирович все же согласился рассказать, чем сейчас живет его любимая женщина.
— Наташа была сильно травмирована сплетнями, что распускали про нее газеты, — объяснил Гаспаров «затворничество» любимой супруги. — Поэтому и я вам долго отказывал. Слишком негативен опыт общения с прессой. В конце 90-х — начале 2000-х годов прошла серия публикаций о Наталье: и разбилась, и так располнела, что не может ходить, и вышла замуж за немца, уехала в Германию с ребенком, потом развелась и сейчас живет в Израиле. Больше всего возмущает, что эту ложь газетчикам преподнесли люди из кинематографического мира. Те, кто хорошо знают, что мы женаты с Наташей более 20 лет. Как-то прихожу в Дом кино, где бываю крайне редко, и встречаю одного публичного человека, моего сокурсника. Он удивленно таращит глаза: «Ты живой?! А мы тебя давно похоронили, так переживали, напились по этому поводу, нам сказали, что тебя убили!» Они пили за упокой моей души, но не позвонили Наташе и не спросили, правда ли, что Сема погиб? Чему же удивляться, что ни я, ни Наташа не нашли себя в этой порочной среде? Поэтому мы и просим всех: не трогайте нас. Пожалуйста, оставьте в покое.
— Но ведь тот факт, что Наташа получила травму на съемках и после этого ушла из кино — не сплетня?
— Это случилось на фильме «Николай Подвойский», который снимал Юрий Борецкий. Наталья играла там главную роль. По сюжету требовалось скакать на лошади, и она задолго до начала съемок начала тренироваться, прекрасно держалась в седле. Но на четвертый день ей по ошибке вывели другую лошадь, с больной спиной. Животное встало на дыбы и понесло. Даже со стороны смотреть на это было страшно. Когда сил не осталось, Наталья отпустила поводья. Она получила травму позвоночника. Девочка две недели пролежала в больнице. И как повел себя режиссер? Ну, объяснил бы: Наташа, нам нужно снимать, долго ждать не можем, давай придем к какому-то консенсусу. Тем более, вина в этом ЧП полностью была их! Но нет! Пришли к ней в палату: «Наташа, не говори, пожалуйста, как это произошло. Иначе нас всех уволят! А мы тебя будем ждать, сколько нужно: год, два. В этой роли видим только тебя!» Наталья — золотой души человек! «Да не расстраивайтесь! Ну, случилось и случилось…» А через два дня ей заявили: «Извини, студия план не выполняет, мы взяли другую актрису». Наталья все поняла. Встречаю через некоторое время этого режиссера, он спрашивает: «Ну, как Наташа?» Было огромное желание дать ему по морде. Но я решил не пачкать руки. А ведь ждать ее нужно было совсем немного — через две недели врачи, спасибо им, поставили Наташеньку на ноги. Я увез ее на полтора месяца в Европу — восстановить душевные силы после такого предательства. Мы ездили на машине по городам, осматривали достопримечательности, радовались жизни, были счастливы. И в Наташе стало вызревать решение…
— Уйти из кино?
— Когда мы вернулись из путешествия, для нее не оказалось серьезных предложений. Будь на тот момент что-то стоящее, актриса Вавилова продолжала бы сниматься. Прихожу я как-то с работы и вижу — она читает сценарий. Говорит: «Смотри, какую роль мне предлагают». Пробегаю глазами: «Ну, и где здесь твоя роль?» — «Да ты читай внимательнее. Видишь, написано: идет по улице девушка, и к ней пристает какой-то моряк. Вот это мне и предлагают сыграть. Роль из массовки!»
— Была информация, что Владимир Меньшов, задумав снимать продолжение фильма «Москва слезам не верит», не сумел разыскать Наталью Вавилову.
— Он мой однокурсник, знает, что мы с Наташенькой как познакомились на премьере его фильма, так после этого не расставались. Как он мог ее не найти? Да скажи ты прямо, что у тебя на эту роль — другая кандидатура! Ради бога — ты режиссер, имеешь право выбора. Но зачем говорить неправду, что «актрису Вавилову разыскать не представляется возможным»? Наташа — очень ранимый человек. Она совершенно не понимает нынешних нравов, когда со страниц газет и телеэкрана начинают врать или откровенничать о семейных проблемах. Она говорит: не хочу всего этого!
У нас — своя жизнь. Добротный дом, построенный по Наташиному проекту, чудесный сад в 15 соток, окруженный высоким забором, огромный пес алабай по имени Бой — умница, настоящий профессор. И мы никого, кроме близких и друзей, не хотим в эту жизнь впускать.
Половинки единого целого
— Но друзья из мира кино у вас есть?
— Есть люди, с которыми мы не друзья, но рады друг друга видеть. Мы с Наташей радуемся их успеху. После просмотра фильмов «Вор» и «Водитель для Веры» Паши Чухрая были настолько впечатлены, что я позвонил ему. Поздравил, выразил Паше восхищение, хотя мы и не виделись много лет.
Но так уж повелось со ВГИКа, что больше я дружу с операторами и художниками. Мне с ними гораздо проще и интереснее, чем с режиссерами и актерами, которые крайне амбициозны. Сняв одну хорошую картину или сыграв одну главную роль, человек считает себя звездой и ведет себя соответственно. Я дружил с операторами Пашей Лебешевым, Славой Егоровым, Сашей Княжинским. Увы, их уже нет в живых. Кто-то из великих сказал: «Лучшие уходят первыми, когда Бог нуждается в ангелах…» Из ныне живущих считаю большим другом оператора Ломера Ахвледиани. Вот с этими людьми у меня — одна температура. У них, как и у меня, непримиримость к снобизму, наглости, подхалимству, неуважительному отношению к женщине. Их раздражает, когда мужчины хвастаются друг перед другом интимными подвигами. Так ведут себя ущербные личности, и эти «победы» чаще всего лишь желаемое, выдаваемое за действительное.
— Вы живете на Рублевке?
— Да, в 12 километрах от кольцевой дороги. Кстати, мы почти не ходим в тамошние магазины. Когда заканчиваются продукты, Наташа садится в свою машину (у нее «тойота камри») и едет закупаться в город. Уж очень на Рублевке все дорого. Например, 100 граммов мяса — 700 рублей. Даже бабулька продает там свои соленья не дешевле 100 долларов за полулитровую баночку.
— Из соседей с кем-то дружите?
— Там живет мой брат двоюродный, муж Нади Румянцевой — Вилли Хштоян, есть еще несколько хороших людей — вот с ними и общаемся.
— Вы так долго вместе. В чем секрет?
— Когда женщина делает все, чтобы тебе было комфортно, а ты делаешь все, чтобы она была счастлива, — вы всегда будете вместе, любя друг друга. Семь лет назад мы обвенчались. Мы — половинки единого целого. Чувствуем, понимаем друг друга с полуслова. Я однажды ей сказал: «Наташа, порой мне кажется, что мы родились вместе, в один миг». Ну как мне передать словами ее доброту, нежность, мудрость, красоту? Она прекрасная хозяйка, изумительно готовит. Лучший грузинский ресторан — у меня дома. Грузинским блюдам ее научила моя мама. Они с ней очень любили друг друга. И с моей дочкой Ниной от первого брака Наташа тоже быстро нашла общий язык. Они очень привязаны друг к другу, жаль только, что видеться нам приходится нечасто, — дочь с внуками живут в Тбилиси. Внуки — 19-летний Серго и 17-летняя Кетино — Наташу тоже обожают.
— Ваших родителей уже нет. А Наташины живы?
— Увы, тоже нет. Лет семь назад умер папа, а через год — мама. Папа ее работал в дипломатическом корпусе. Они хотели, чтобы дочь пошла по той же стезе. Наташенька была пятым ребенком в семье: Оля, Толя, Таня, Лариса и Наташа. Старшая сестра и брат уже умерли. Есть четыре племянницы. Они обожают Наталью, она их лучшая подружка. После Нового года с одной из девочек жена ездила в Италию и Францию. Вся жизнь Наташи сегодня — это дом, музеи, выставки, храмы, путешествия, общение с близкими, помощь людям. И она счастлива этой жизнью. А я счастлив, что рядом со мной она, не устаю благодарить Бога за нее.
«Не верю в сплетни про Джексона»
— Знаете, я первый, кто привез в Москву Майкла Джексона. И потерял на этом миллион двести тысяч долларов за одну ночь. Меня просто сожрали. Восстал весь продюсерский мир нашего шоу-бизнеса. Долго рассказывать, что эти люди делали, лишь бы концерт не состоялся. И они почти добились своего.
День выступления. Стадион пуст, там сидят человек 50, льет жуткий ливень, Майкл и его продюсер в бешенстве сидят в гримерке. И я понимаю, что проиграл все. Сижу, полностью опустошенный, и тут мне говорят: «Гаспаров, вас ищут». Подходит пожилая женщина со слезами на глазах: «Сынок, моя дочка, у которой всего три процента зрения, нарисовала Джексона. Я тебя умоляю, пускай он оставит автограф на этой картине». Я открываю полотно, а там не Джексон, а непонятно кто нарисован. Но она-то так его видит! Я беру эту картину и иду к Джексону. Сидят Джексон, Марсель Авраам, его продюсер, и врач Майкла — очень хороший парень, прекрасно говорящий по-русски. Смотрят на меня, как на обреченного. «Пусть Майкл поставит автограф на этом рисунке, это слепая девочка Джексона нарисовала». Марсель Авраам чуть со стула не упал. «Твою мать! Ты потерял полтора миллиона долларов! Мы зря прилетели в этот Советский Союз! И ты приходишь к нам и просишь автограф для какой-то девчонки! Ты в своем уме?!» Я говорю: «Да идите вы все, знаете куда! Да! Для какой-то девчонки! Для нее эта подпись — счастье! Вдруг это на нее так подействует, что она прозреет?! А я все равно проиграл! Пусть подпишет!» Майкл спрашивает: «В чем дело?» Те ему в два голоса начинают объяснять. И Джексон, которого я воспринимал не как человека, а как куклу, взял картину, расписался и сказал: «Передайте ему, что я буду петь. Вы здесь сумасшедшие.
Но я не могу не выступать, когда люди в ситуации, подобной этой, теряя все, приходят и просят за совершенно незнакомую им слепую девочку. А ты (это уже мне) иди и загоняй на стадион кого хочешь». Кстати, за выступление он тогда так и не взял полагающийся ему гонорар. Поэтому мне не хочется верить в грязные сплетни, что распускают про Джексона. Но вернемся к концерту. Я послал своих ребят: «Открывайте ворота, приглашайте всех на бесплатный концерт Майкла Джексона». И народ повалил. Когда Джексон запел, я уехал. Не смог остаться. Дома сказал: «Наташа, я все проиграл!» — «Сема! — ответила она. — Ты выиграл! Концерт идет! Ты свою работу выполнил честно. А на деньги плевать! Если будет нужно, продадим дом, машины и расплатимся с долгами. Главное — ты победил! Он поет! И люди его слышат!» Я не услышал ни одного слова упрека в такой ужасный для нас обоих момент разорения. Никогда не забуду этого. Она не только жена мне, она — настоящий друг, рядом с которым ничего не страшно.
Может, вернется?
— А чем вы сейчас зарабатываете на жизнь?
— Возглавляю фирму, сдающую в аренду офисные площади, пишу сценарии. Чему вы удивляетесь? Да, пишу и складываю на полке. Скорее всего, никогда не сниму по ним картины. И это больно осознавать. Но и продать я их тоже не могу, ведь пишу для себя.
— Недавно вы сняли фильм «Капкан для киллера». Почему не пригласили в него Наташу?
— В 90-м году я снимал Наташу в своем фильме «Стервятники на дорогах». Там для нее была специально выписанная роль. Картина планировалась в двух частях, и именно во второй части характер ее героини раскрывался наиболее полно. Увы, вторую серию снять не удалось по причине того, что мой продюсер сбежал в Америку вместе со всеми деньгами. А вот в «Капкане для киллера» для Наташи роли не было. Да и фильм до сих пор лежит на полке. Его смотрели и критики, и представители ФСБ. И все говорили: «Сема, отличная работа, надо снимать продолжение». Да какое продолжение?! Фильм у меня уже год как готов, но нет денег, чтобы его показать. Ведь сначала нужно дать рекламу, а на это требуется минимум миллион долларов. Где его взять? Кстати, Наташа картину так еще и не видела. Говорит: «Сема, я посмотрю «Капкан» на большом экране». Она верит, что фильм выйдет.
— А фильмы со своим участием она любит смотреть?
— Нет. Говорит: чего смотреть, я все знаю. Посмотрит немного, как иногда рассматривают свои фотографии.
— А кого бы Наташа могла сыграть? Вот вы говорите, что нет сейчас таких ролей, которые бы ей были интересны.
— Вы меня не так поняли. Такие роли есть. Роли, в которых есть что играть. Но…
— А если Наталье Дмитриевне все же предложат то, что ей будет интересно как актрисе, она согласится?
— Если будет сильный сценарий, хорошо прописанная роль — думаю, согласится.
P.S. Редакция «Экспресс газеты» поздравляет любимую актрису с юбилеем и желает ей счастья, здоровья, творческих успехов.
Справка
* Наталья ВАВИЛОВА родилась 26 января 1959 г.
* Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1979).
* Впервые снялась в 14 лет в картине «Такие высокие горы». Затем последовали «Розыгрыш», «Москва слезам не верит», «Стервятники на дорогах», «Дело Сухово-Кобылина».
* Тяжелую травму получила на картине «Николай Подвойский».