Музыка

За полчаса до весны

За полчаса до весны18 февраля должно состояться 92-летие маэстро. Пришел же он в январе прошлого года в театр «Апарте» на вечер, посвященный знаменитым одесситам, где Саша — заслуженный артист России Александр Покидченко — ученик Оскара Борисовича и молодые музыканты пели его песни. Фельцман с женой Ниной Васильевной не досидели до конца концерта — ему уже было тяжело. Но уже то, что появился, что можно было подойти, поздороваться, спросить как дела, просто лишний раз на него посмотреть, пожать руку…

И вот за две недели до празднования дня рождения — тяжелые вести, причем, самые противоречивые: Умер… В реанимации… Словно сама жизнь противилась его уходу. Но его не стало. Концерт никто не станет отменять — мне подтвердили. Но это уже будет не только день рождения, но и день памяти… И все мы уже точно знаем, что Фельцман не придет…

— Он несколько дней плохо себя чувствовал. И он очень не любил больницы. Вызывали скорую. Несколько раз реанимация приезжала домой. Потом его убедили ехать в больницу. Но там он находился менее суток. Там перепутали больницы — его прикрепили к клинике управделами президента, и он умер в ЦКБ на Рублевке, а не в Семашко, как писали в информационных сообщениях. Его здоровье, конечно, сильно подорвал московский смог два с половиной года назад. Однако многие пожилые люди не смогли перенести это время, а он еще пожил. Он раньше жил в Переделкино, а я живу в «Лесных далях», и последние лет 10 он снимал на лето в «Лесных далях» номер.

…Про Фельцмана не успели снять на Первом канале программу «ДОстояние РЕспублики». Мы все время обсуждали, почему так? — вот кто действительно «достояние»… Но, видимо, авторы программы уже думали о том, что ему будет трудно высидеть долгий съемочный вечер. Все же — за 90. А между тем, какие песни могли бы там прозвучать. Моя любимая «Колыбельная» (Спи, ночь в июне только шесть часов..), «Ландыши», «Черное море мое», «Огромное небо», «Взрослые дочери», «Манжерок». А ведь сама песня-заставка «Адресованная другу, ходит песенка по кругу» — она же тоже написана Оскаром Борисовичем… А какие гости могли бы прийти — от Ларисы Долиной до Аллы Пугачевой. Исполнители считали счастьем петь то, что он написал. А какие истории могли бы быть рассказаны… Самая известная о том, как Фельцман мальчиком пришел в школу Столярского, и почему он выбрал не скрипку, а пианино. Потому что за роялем на сцене можно сидеть, а играя на скрипке, нужно стоять. Я слышала эту историю, рассказанную со сцены и в кулуарах десятки раз и несколько раз в исполнении самого Оскара Борисовича. А как же — жить в Одессе и не слышать его? Не ходить на его концерты? Не петь в компаниях его песни? Как можно было не купить его книжку, которая вышла в 1997 году «Костюм от Фишмана и другое», и не плакать, и не смеяться, читая ее. Вначале — его рассказы. Потом — истории того, как были написаны любимые всеми песни.

С Оскаром Борисовичем Фельцманом  встречался  и беседовали корреспондент в его квартире в знаменитом «композиторском доме» в центре Москвы осенью 2010 года. Случилось так, что это интервью стало одним из последних в жизни великого композитора. Вот несколько неопубликованных фрагментов нашей беседы.

… Наша старая школа отличалась тем, что мы писали на самые серьезные темы, наша музыка требовала настоящей поэзии, поэтому и песни выходили не декларативными, а душевным. Я и сегодня стараюсь писать так. В моей биографии был только единственный случай, когда стихи были написаны к уже сочиненной мной мелодии, и из этого вышла замечательная песня! Однажды я гостившему у меня Роберту Рождественскому сыграл один только что сочиненный мотив, а он ко мне на другой день пришел со стихами — «Три слова, будто три огня, придут к тебе средь бела дня…».

… Встреча с Рождественским определила всю мою жизнь и работу. Но для того, чтобы работать с большими поэтами, с ними нужно дружить в самом высоком смысле этого слова. Не просто встречаться, а дружить, помногу часов друг другу рассказывать о своей жизни, спорить, что-то утверждать, что-то ставить под вопрос.

…Вы спросили — моя жизнь счастливый ли случай? Должен сказать, что сейчас, когда я уже в солидном возрасте, то, вспоминая свою жизнь, могу вам сказать, что в целом я — счастливый человек. И моя жизнь — это долгогодичный счастливый случай.

… Я не так давно был в США, там со мной произошла смешная история. Я выступал на большом приеме и пел фантазию на тему своих песен: там было «Огромное небо» «Баллада о красках», «Черное море мое», «Венок Дуная», «Я верю, друзья». Многие присутствующие в зале подпевали, а потом меня спросили — Оскар Борисович, вы что, уже давно здесь и выучили с нами все эти песни? Да, такая вот у нас щедрая страна, что песни нашей молодости передаются из поколения в поколение по всему миру. И надо стремиться к тому. чтобы песня и дальше помогала нам, как раньше говорили жить, и строить нашу жизнь.

Народная артистка России Лариса Долина:
— Очень печально, что не стало одного из самых ярких композиторов советской эпохи…Оскар Борисович, с присущим ему одесским оптимизмом, писал такие красивые и жизнеутверждающие песни, которые согревали сердце и давали надежду….Мне думается, что Фельцман был самым лучшим мелодистом в те времена, и его песни хотелось петь всем. У Оскара Борисовича было чутье и прекрасный музыкальный вкус, разумеется, не говоря уже о музыкальной культуре и высочайшем образовании. Песни Оскара Борисовича Фельцмана будут жить всегда, и петь их тоже будут всегда!

С глубочайшим сожалением и любовью к талантливейшему музыканту и композитоту.

http://www.rg.ru

 

 

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Back to top button