Здоровье и красота

Как 13-летняя девочка борется с раком

Как 13-летняя девочка борется с раком «Если мне суждено умереть, то Бог дал мне много времени…»

«У нашего фонда есть подопечная девочка Маржана. Маржане 13 лет, она болеет саркомой, не встаёт с кровати…» — перед Новым годом этот пост облетел Интернет.

Так начинаются многие истории. Но эта — особенная. Потому что Маржане не нужна та помощь, о которой думаешь в первый момент, когда сознания касаются слова о больном ребёнке, — ни деньгами, ни операциями. Маржана Садыкова — подопечная фонда помощи хосписам «Вера». И ей нужно было всего лишь немного смысла, немного света, немного счастья — для того чтобы прожить то время, что ей суждено.

«Сейчас, когда моя дочь умирает, этот оставшийся кусочек так отличается от остальной жизни, когда о смерти и не помышляешь…»

В прошлой жизни Маржане и в голову бы не пришло просить подарить ей фотоаппарат. Дорогой, из последней серии, совсем для профи. Но в этой, когда прошлой осенью она сначала не смогла встать с кровати, потом в ней стало трудно даже сидеть, — она попросила. И фонд «Вера» купил Маржане фотоаппарат. Свет и фон они купили сами. И стоит маме Амине вставить штепсель в розетку, всё это  превращает обычную москов­скую однушку в съёмочную площадку. Маржана так и говорит: «У нас на площадке». У них на площадке — жизнь.

Ангел на плёнке

— Первый фотоаппарат, «мыльницу», я подарила дочери ещё в детстве и почему-то была уверена, что это поможет мне лучше понять её («Мама ожидала увидеть на проявленной плёнке ангела!»). Но Маржана «сжёвывала» одну плёнку за другой, я тратила деньги на проявку и печать, а видела только случайные кадры. Было и дорого, и обидно…

«Мыльницу» сменила первая зеркалка. Маржана своими силами освоила фотошоп. И снимала, снимала, снимала, даже когда заболела — ударила ногу. Сначала казалось — ушиб, очень быстро выяснилось — рак. И в какой-то момент ангел глянул с её фотографий — так Бог одаряет своих любимых детей. Маржанин дар — видеть и останавливать жизнь.

Я задаю свои вопросы в перерыве между вспышками её фотоаппарата. У меня перед глазами бритый затылок — вместо длинных волос, таких, какие были в июне 2011 года, когда всё началось. Мягкий ёжик увлажняется потом, Амина стирает его, накрывая ладонью, — Маржане тяжело. Фотографировать, лежать, быть. Я стараюсь говорить только о жизни. Жизнь для Маржаны сейчас — это то, что попадает в круг её объектива и Богом данным талантом — в тринадцать лет! — схватывается и застывает навечно. Лица. «Мне кажется, важнее ловить эмоции, чем часами зависать над букашками…» Она хотела бы пройтись по улице и нащёлкать репортажных кадров — но ей остаётся только ждать, когда улица сама придёт к ней домой.

И они приходят — знакомые и не очень, модельной внешности и скромняги, мужчины и женщины, старые и юные — все, кто откликнулся на просьбу Амины и Маржаны и готов посвятить два-три часа своего времени съёмке. Столько — потому что дольше девочке тяжело. Сегодня — день змей. Маржана мечтала об этой съёмке — и в Москве нашлось даже несколько человек, у которых дома они живут. Я жмусь подальше в угол, освобождая место на площадке. Маржана тянет из кровати руки к питону и удаву, приехавшим за пазухой у кудрявой блондинки Дриады — вместе с мохнатым пауком-птицеедом и её сестрой-танцовщицей.

Танцовщица Риола раздевается догола, Амина обёртывает её телесного цвета лентой, змея Вирсавия ползёт по шее и рукам, Маржана нажимает на спуск… Девочка говорит, что боли утихают, когда она снимает…

Пока танцовщица мажется глиной (глине надо засохнуть, и Амина сушит её феном, чтобы снять серию, в которой кожа — будто потрескавшаяся земля), я листаю на ноутбуке портфолио. Скоро у Маржаны Садыковой персональная выставка.

60 жизней Маржаны

…Их всего 60 — образов-масок, чужих лиц, застигнутых врасплох её камерой. Людей, принёсших на пару часов свою жизнь на площадку к Маржане. Чтобы сесть перед фотографом на стул — иначе в объектив не попадёт голова, Маржана ведь снимает лёжа, опершись на локоть, — и сыграть свою роль. Быть собой или кем-то ещё. Вот Уля в цветочном венке — «вылитая Одри Тоту». Вот Женя — чайная королева: «С этим образом было много хлопот: нужны были высокий парик, «королевское» платье, посуда: иногда приходится потрудиться, чтобы во­плотить фантазии дочери в физической вселенной». Ткани, ленты, булавки, пряжки — всё на часы отвлекает от главного…

Куколка Оля: губы бантиком, шляпка, крупные розы на платье. «Милая Соня» — длинноволосая, ненакрашенная, чуть растрёпанная…

Саша — «конопатая фея с голубыми глазами». Балерина в белой пачке. Две прихожанки храма Святой Троицы в Хохлах — Кристина и София — положили головы на плечи священнику отцу Алексею, который тоже согласился позировать… Я спрашиваю Маржану, в чьей судьбе ей хотелось бы задержаться, какую примерить на себя и прожить, думая, что она страшно, должно быть, завидует всем тем, кто легко встаёт после съёмки со стула и бежит в свою бесконечную жизнь. Но Маржана отвечает:

— У меня и самой всё неплохо. Болезнь и смерть — это не ужасно, это просто часть жизни. Человек всегда ищет справедливости, которая является человеческим понятием, но в смерти её нет, это другая логика, которую не понять с точки зрения человека. У Вселенной свои законы, мы не можем все их увидеть, и надо просто быть благодарным Богу за опыт и за шанс исправиться.

Опыт Маржаны Садыковой — неизлечимая саркома, и я спрашиваю, за что ей благодарить небеса. В её голосе нетерпение и жалость ко мне:

— Я благодарна за то, что если мне суждено умереть, то Бог дал мне много времени, чтобы осознать себя, а не погибнуть в одночасье просто оттого, что на голову упал кирпич…

«В последнем тайме самому можно придумать правила, сыграть невероятные роли. Это время может быть наполненным и радостным… — пишет Амина в письме фонду «Вера». — Сейчас я лучше понимаю, для чего существуют хосписы и фонды, помогающие людям в нашем положении. Они делают всё для того, чтобы ощущение, что всё кончено, превратилось в жизнь, полную событий, пусть и недолгую. Чтобы ожидание смерти стало жизнью, радостной, счастливой, полной любви, общения и пр. Чтобы человек успел максимум из того, что запланировал или мечтал, и здесь нет глупых или непрактичных желаний, здесь всё возможно».

— Я научилась смотреть на мир глазами Маржаны, она помогла мне увидеть больше, — говорит Амина, и я читаю спокойствие на её лице. — Ей не нужно приукрашивать этот мир, она любит и понимает его таким, какой он есть. И она не боится… И когда я смотрю её глазами, мне тоже не страшно.

http://www.aif.ru

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Back to top button