Экономика

Энергетическим мегапроектам приходит конец

Энергетическим мегапроектам приходит конецСША обогнали Россию по добыче газа. И хотя по производству нефти Россия по-прежнему впереди даже Саудовской Аравии, проблемы настигли и эту отрасль. Знаковый нефтепровод Бургас-Александруполис построен не будет, заявляет Министерство энергетики России. Время мегапроектов прошло, говорят эксперты, настала эпоха «новой экономики», которой не нужны «рельсы, трубы, провода».

Кризис ярче всего проявился в падении цен на нефть, но на самом деле по газовой отрасли он ударил больнее. Упал спрос, цены, рухнула и добыча в России — на 12%, сообщается в отчете о состоянии мировой энергетики компании ВР. В то же время Штаты, освоив новую технологию добычи сланцевого газа, нарастили производство на 3,5% и вырвались в лидеры. Руководители «Газпрома» просто «проспали» сланцевый газ и в результате безнадежно отстали от конкурентов.

Казалось бы, о нефти можно не беспокоиться, доля России в 2009 году на мировом рынке — 12,9%, а ее вечного противника — Саудовской Аравии — 12% (там производство упало на 10,6%, у нас выросло на 1,5%). И вдруг министр энергетики Сергей Шматко заявляет: строительство нефтепровода Бургас-Александруполис может быть заморожено. Труба (35 миллионов тонн в год) должна была пойти от болгарского до греческого побережья и разгрузить от танкеров черноморские проливы. Работы свернуты, бюджет закончится осенью, после этого «не скажу, что проект может быть закрыт, но, возможно, заморожен», сказал Шматко.

— То, что хозяйство, основанное на эксплуатации природных богатств, себя исчерпало, ясно давно, — говорит экс-министр экономики Евгений Ясин. — С 1998 по 2008 год нефть подорожала в восемь раз, но больше такого не будет.

— Проекты, затеянные во время бума, более неоправданны, — вторит директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий. — Ждали, что нефть будет стоить 200 долларов за баррель. А сейчас и нынешняя цена, 70 долларов, завышена.

Горько отказываться от анонсированных проектов, но жизнь заставляет принимать непростые решения, согласен Игорь Николаев из ФБК, и деваться некуда — «появляются новые геополитические и, что важнее, политические обстоятельства».

Почему Бургас-Александруполис пал первым? Основной акционер (51%) — российские компании, остальное поделено почти поровну между греческими и болгарскими акционерами. Но Греция — в кризисе, а Болгария с осени торпедирует стройку. Этот нефтепровод просто оказался уязвимее, но под ударом и многие другие «стройки века».

Замороженный проект заменит труба Констанца-Триест, рассуждает Дмитрий Александров из ИК «УНИВЕР Капитал». По слухам, за нее — и против нефтепровода Бургас?-?Александруполис — интриговали Штаты. Россияне воспользуются и будущим турецким нефтепроводом Самсун-Джейхан. А в целом стратегия такая, рассказал «Известиям» осведомленный источник: вылезти из проектов, в которых Россия увязла не слишком глубоко.

http://www.izvestia.ru

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Back to top button