Экология

Всюду жизнь: на дне вулканов и океанов кто-то тихо радуется

Всюду жизнь: на дне вулканов и океанов кто-то тихо радуетсяВ вулканических породах на дне моря, где, казалось бы, никто выжить не может, биологи обнаружили живые микроорганизмы, приспособившиеся к невероятным условиям существования и радующиеся жизни.

Кора вулканических пород покрывает дно океанов слоем толщиной от сотен метров до нескольких километров. Микроорганизмы, живущие в ней, питаются с помощью водорода, который образуется, когда вода проходит через богатую железом породу: они превращают углекислый газ в органические вещества, и им не нужен свет – процесс получил название хемосинтеза.

Жизнь, основанная на хемосинтезе, процветает в глубоких водах  — в гидротермальных источниках, на континентальных шельфах. По мнению автора исследования Марка Левера из Орхусского университета в Дании, это первая крупная экосистема на Земле, которая существует благодаря химической энергии, а не солнечному свету.

Океаническая кора рождается непосредственно в мантии Земли – базальтовые породы. Образующиеся под влиянием температур и давления, выталкиваются тектоническими процессами наружу. Образцы базальтов, взятые со дна океана с борта американского исследовательского судна JOIDES Resolution, подтвердили выводы ученых. В  пробах они обнаружили гены микроорганизмов, которые метаболизируют соединения серы, а также вырабатывают метан.