Дисциплина рождает ложь

Дисциплина рождает ложьМногие считают, что без строгих порядков человек не в состоянии продуктивно работать, поэтому железная дисциплина должна соблюдаться везде: в офисе, в институте, в армии, в школе. Однако канадские психологи выяснили, что жесткие требования вырабатывают у человека лишь навыки вранья. И чем они строже, тем правдоподобнее люди лгут.

Наблюдая за поведением детей, двое канадских психологов сделали выводы о том, как дисциплина влияет на честность маленьких учеников. Результаты исследования представлены в их работе, опубликованной в психологическом журнале Child Development.

Профессор Виктория Талвер из Университета Макгилла и профессор Канг Ли из Университета Торонто наблюдали за поведением младших школьников. Все они жили в одном районе, но посещали разные учебные заведения.

Одни — строгую школу с традиционными порядками и авторитарной дисциплиной. Там за непослушание и проступки учеников пороли, били линейкой или ограничивались подзатыльником. Наказывали за любые провинности: как за забытый дома карандаш, так и за нарушение тишины в классе.

Другие ходили в школу с менее строгими порядками. За нарушение дисциплины им делали выговор или запрещали играть на площадке в течение определенного времени. Если проступок был серьезным, то отводили к директору или вызывали родителей.

Психологи провели эксперимент. Сначала детей оставляли на короткое время в комнате, где находилась какая-либо игрушка, и просили не смотреть на нее, пока не придет исследователь. В большинстве случаев ученики обеих школ, конечно же, не могли удержаться от соблазна и бросали взгляд на игрушку. Когда психолог спрашивал их, выполнили ли они требование, практически все ученики школы со строгими порядками говорили, что смотрели в потолок. В то время как лишь половина учащихся другой школы прибегали к спасительной лжи.

Интересно, что, солгав в самом начале эксперимента, дети из школы с жесткой дисциплиной продолжали и дальше обманывать исследователей. Причем это получалось у них достаточно достоверно. Когда им задавали уточняющие вопросы относительно каких-либо отличительных признаков игрушки, они с невозмутимым видом могли давать неверные ответы. Собеседование проводилось с каждым ребенком наедине.

Результаты наблюдений однозначно показывают, что авторитарная система воспитания заставляет учеников лгать и развивать свое умение искусно притворяться из-за страха наказания. «Такие условия вынуждают детей придумывать новые стратегии обмана, чтобы выжить и адаптироваться к ситуации», — объяснила Виктория Талвер.

«Я надеюсь, наше исследование раз и навсегда докажет людям, что авторитарная система управления крайне непродуктивна. За редким, конечно, исключением. Очевидно, что запугивание способствует только усовершенствованию навыков хитрить и притворяться. Когда все только и делают, что скрывают ложью свои огрехи, работа не двигается», — добавил Канг Ли.

http://www.utro.ru/

Related posts

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.